Раз, два, три, четыре, пять - учим малыша считать

Цифры присутствуют в нашей жизни ежедневно. И каждому малышу рано или поздно предстоит знакомство с ними. Как сделать этот процесс результативным и увлекательным для дошкольника, как правильно научить ребенка быстро считать, выяснял ProstoВaby.

Когда начнем? 

На вопрос, в каком возрасте ребенок может начинать постигать азы математики, однозначного ответа нет. Некоторые малыши-двухлетки с легкостью осваивают счет, однако воспроизводят они его автоматически. И не задумываются при этом, что означают данные цифры, не отождествляют их с определенным числом. Осознанный подход к математическим действиям в небольших пределах (до 5-10) детям под силу ближе к возрасту четырех-пяти лет. Важную роль тут также играют индивидуальные особенности ребенка – наличие интереса и способностей к данной науке, усидчивость, внимательность. Кроме того, детки усваивают новую информацию с разным темпом, и это надо обязательно учитывать при планировании объема и интенсивности занятий. 

Считать – это здорово 

Тяга к познанию всего нового заложена в детях природой. Задача взрослых – пробудить у дошколенка интерес к обучению. Чем сильнее ребенок стремится к знаниям, тем выше будет его результат. Поскольку такое понятие как цифра для малыша на первых порах еще незнакомо, а любые действия с числом – непонятны и сложны для восприятия, обучать его счету следует в процессе повседневной жизни, используя при этом привычные для ребенка предметы. Применять счет можно везде – дома, в магазине, на детской площадке, во время ежедневных игр. Заниматься надо легко и непринужденно, не огорчаться, если у малыша не сразу все получится, подбадривать его и обязательно отмечать успехи.

Источник фото: ivona.bigmir.net

Помимо цифр 

Одна из задач родителей – научить ребенка ориентироваться в пространстве. Такие понятия, как: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, под, над, внутри, снаружи, между, рядом, - лучше всего учить с детьми во время обыденных занятий или прогулок. Ребенок с достаточно развитым пространственным мышлением будет легче справляться с различными логическими упражнениями, а также получит хорошую базу для изучения геометрии в будущем.

Малышу наверняка понравятся несложные задания по этой тематике. К примеру, нарисовать и озвучить маршрут, который преодолеет машина по дороге из одного города в другой. Причем этот маршрут можно изобразить как фломастером на бумаге, так и мелком на асфальте, а можно вовсе проложить его в песочнице. 

Вариант полезного и веселого времяпровождения – небольшие квесты с поиском призов или сладостей, заблаговременно спрятанных родителями где-нибудь в квартире.

Постепенно следует вводить в обиход ребенка понятие величины: больше, меньше, выше, ниже, длиннее, короче, шире, уже. И помнить при этом о принципе наглядности – кроха лучше запомнит новый материал, когда он возьмет в руки мяч побольше или карандаш подлиннее, найдет в парке самое низкое дерево и самую широкую аллею.

Еще один шаг – знакомство малыша с основными геометрическими фигурами (плоскими и объемными). Их образы ребенок должен научиться находить среди предметов, которые его окружают.   

 

Источник фото: bestkroha.ru

Параллельно надо объяснять малышу значение терминов «один», «много», «столько же». И обращать его внимание на то, что большое количество предметов он может сосчитать. Именно для этого ему и надо знать цифры. 

Раз – ступенька, два – ступенька… 

Чтобы ребенок освоил счет, для начала запомнил последовательность цифр и смог правильно воспроизвести ее, взрослые могут применять разные приемы. Например, разучивать с малышом стишки-считалочки, в которых присутствуют названия цифр (они также отлично тренируют память), считать пальчики ручек и ножек, конфеты в вазе, ступеньки в парадном, встречающиеся по дороге в сад машины, деток в песочнице, птиц на дереве. Можно приобщать кроху к накрыванию стола на ужин (посчитать тарелочки и приборы), к развешиванию стирки (посчитать прищепки), к выбору фруктов в супермаркете (посчитать мандарины и яблоки). Наглядные примеры помогут ребенку понять, зачем ему необходим счет, какую пользу он может извлечь из этих знаний, что в свою очередь повысит его заинтересованность в занятиях. 

Учим цифры

Малыш постепенно осваивает правильный порядок цифр в числовом ряду. Теперь самое время разобраться с логической цепочкой «цифра – число – количество». Другими словами, осмыслить счет, научиться соотносить цифру с неким числом и определенным количеством.

 

Источник фото: shkola7gnomov.ru

Чтобы ребенок усвоил, как выглядят цифры, можно воспользоваться готовым наглядным материалом. К примеру, плакатом с изображением цифр и соответствующим количеством предметов под каждой цифрой. Важно прикрепить его так, чтобы цифры всегда были на виду, и малыш мог при желании всегда подойти к плакату. Полезно будет приобрести детские книги с обучающим материалом, цифры-магниты на холодильник, интерактивные игрушки или книги со специальными упражнениями на знание цифр.

Ребенку наверняка придутся по душе образовательные видео о цифрах:

Цвета, предметы, цифры (до 5-ти):

 

Учим цифры и счет с Молнией МакКвином (до 10-ти):

Проявив немного фантазии, взрослые могут сами придумать интересные и доступные упражнения для малыша: выкладывать цифру из пуговиц, фасоли, шнурочков или палочек, рисовать ее мелком на асфальте, вырезать цифру из цветной бумаги или картона и делать поделки с ней. Варианты игровых заданий: в мешочке с пластмассовыми цифрами найти указанную; взрослый «рисует» на спинке ребенка цифру, а тот угадывает ее.

 Мы считаем 

Параллельно в работу «подключается» счетный материал – изготовленный самостоятельно (к примеру, из цветного картона) или готовый (пластмассовый, бумажный, деревянный). Любой, с которым малышу понравится заниматься, учить цифры и разбирать состав числа. Счетный материал помогает визуализировать то количество, которое обозначает каждая цифра. С ним проще пояснить ребенку, каким образом можно определенное число «разбить» на числа поменьше, то есть объяснить ему понятие состава числа. Сначала это делает взрослый, затем малыш сам пробует разбивать число на составляющие. У каждого последующего числа способов его разбора будет больше. 

Источник фото: kkrasnova.ru 

Выучив с малышом две-три первые цифры, можно начать пояснять ему простейшие математически действия – сложение и вычитание, пробовать сравнивать числа. Необходимо обратить внимание ребенка на то, что сложение отождествляется с увеличением (мы добавляем, приносим, получаем), а вычитание – с уменьшением (мы отдаем, дарим, делимся). В будущем это поможет малышу быстрее понимать условия математических задач. Разбирать примеры на сложение и вычитание, сравнивать числа проще с помощью все того же счетного материала. Чтобы занятия были систематизированы, логически правильно построены и не перегружены лишней информацией, полезно приобрести тетради с готовыми заданиями по математике для начинающих. Важно не торопиться во время занятий, не переходить к следующей цифре, основательно не усвоив текущую и не запомнив хорошо ее «соседей».

Источник фото: game4kid.ru 

Проверить и закрепить свои знания ребенку помогают игры – настольные («Домино» с точками, цифровое «Лото», игры-«бродилки» с фишками и кубиком) или он-лайн-игры (их можно подобрать на определенный возраст и уровень знаний).  

Нестандартные методы обучения счету 

Некоторые родители с целью обучения детей счету обращаются к авторским методикам. Они отличаются оригинальным подходом к развитию и воспитанию детей, и обычно представляют собой целые системы упражнений, игр, занятий. Вопросам математики в них отводится определенный объем заданий.

Так, методика Глена Домана разработана для малышей от рождения до трех лет и предполагает оперирование не цифрами, а реальным количеством. Инструмент методики – карточки с нанесенными на них точками в установленном количестве. Основная ее идея состоит в том, что ранее обучение ребенка способствует развитию его интеллекта.

Известный педагог Николай Зайцев предлагает обучать детей счету, начиная с возраста трех-четырех лет. Дидактический материал его системы включает кубики, карточки и таблицы с цифрами. Основной принцип методики – ребенок получает сразу весь объем материала, который ему следует усвоить (начиная сразу с сотни). 

Источник фото: u-mama.ru 

Методика Никитиных рассчитана на детей самого раннего возраста. Целая система интеллектуальных игр способствует развитию, в том числе, и математических представлений ребенка.

Согласно методике Монтессори, ребенок сам может выбирать направление своей деятельности в текущий момент, а педагог – помогает ему только при необходимости. Игры с уникальными Монтессори-игрушками могут использоваться и для домашнего обучения счету и арифметическим действиям.

Некоторые взрослые опытным путем комбинируют методы разных авторов. Занятия с ребенком по каждой из этих методик требуют определенной подготовки и усилий от родителей. Это может оказаться достаточно сложной работой для взрослого, который не имеет соответствующих навыков. 

Какой бы способ обучения малыша счету родители не выбрали, важно помнить: во время занятий, помимо получения новых знаний, ребенок должен научиться ощущать уверенность в своих силах. Не стоит ставить перед малышом цель преодолеть недосягаемые вершины в математике – главное в дошкольном возрасте привить ему любовь к процессу обучения. 

Опубликовано на сайте: 12.01.2015

Автор: Ирина Волошина

Источник: http://www.prostobaby.com.ua



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 1411



Услуги для родителей

Сколько стоят услуги гувернантки для ребенка 2-6 лет в г. Киев

Сервис Prostobaby изучил стоимость услуги «Гувернантка для ребенка 2-6 лет» в г. Киев, проанализировав сайты компаний, которые эти услуги предоставляют и указывают их стоимость на своих сайтах.

Услуги для детей

Где самые низкие цены на детский макияж для девочек в г. Киев

Сервис Prostobaby изучил стоимость услуги «Детский макияж для девочек» в г. Киев, проанализировав сайты компаний, которые эти услуги предоставляют и указывают их стоимость на своих сайтах.