Ребенок и незнакомцы: меры предосторожности

По своей природе дети наивны и очень доверчивы, а потому не всегда могут объективно воспринять возможную угрозу в лице незнакомых людей. А родные и близкие, в силах которых подсказать или защитить, увы, не всегда находятся рядом. Как предупредить возникновение опасной ситуации, научить ребенка быть осторожным с чужими людьми и правильно реагировать при контакте с незнакомцами, советует ProstoВaby.





Кто ты, незнакомец?

Поскольку ребенок растет в тесном кругу любящих его людей, доверие к окружающим – обычное для него дело. К тому же порой даже взрослым сложно определить, нет ли плохих помыслов у человека, обращающегося к нам с вопросом или просьбой на улице, не говоря уже о детях. Зачастую дети считают опасными людей с неприятной, странной, пугающей внешностью, и преимущественно мужчин. А вот приветливая женщина, которая обратилась к ребенку с вопросом, к  примеру, в торговом центре, никакого опасения у него, скорее всего, не вызовет – ведь она ничем не отличается от десятков работающих там продавцов-консультантов. Однако то, что человек мило улыбается и внешне располагает к разговору, совсем не означает, что на уме у него исключительно хорошие намерения – и ребенку надо это усвоить.

Специалисты по детской безопасности классифицируют незнакомца, как человека, которого мы не знаем и ранее с ним не общались. Однако согласно статистике большинство преступных действий в отношении детей совершалось людьми, с которыми пострадавшие были ранее знакомы – потому некоторые специалисты рекомендуют расширить круг тех, кто может предоставлять потенциальную угрозу для ребенка.

Поэтому есть смысл считать незнакомцем человека,  которого не знают родители и ребенок.

Так, к списку незнакомцев можно отнести брата одноклассницы, которого не знают мама и папа, или папиного сотрудника, которого ребенок видел только мельком. Взрослым необходимо научить ребенка отделять родных и близких от просто знакомых людей, доверять которым не стоит.

Источник фото: pravmir.ru

Проводим разъяснительную работу

Очень важно говорить с детьми относительно их безопасности в положительном контексте, без фраз, несущих негативный посыл (не заходи, не гуляй и т.п.), стараясь избегать тематики насилия и смерти. Данная практика получила соответствующее название – «положительная безопасность». Доносить до ребенка информацию надо поэтапно (от простого – к сложному), используя любой подходящий для этого повод. Для наглядности и лучшего запоминания важных нюансов  следует использовать различные ситуации, эпизоды мультфильмов или художественных фильмов по возрасту. Начинать занятия можно с детками в возрасте двух-трех лет.

Чем меньше ребенок – тем проще должны быть разъяснения взрослых.

Для малышей в раннем возрасте, которые обычно находятся под постоянным присмотром,  достаточно установить правила: «Разговаривать с незнакомцем можно только с разрешения родителей и в их присутствии» и «Нельзя идти или ехать с незнакомым человеком куда-либо, брать у него что-либо».  

По мере взросления ребенка начинать обсуждение различных возможных ситуаций, что поможет ему выработать нужные навыки поведения.

Идеальный образец

В данном вопросе необходим пример родителей – он закладывает определенный базис в поведение детей с посторонними. Взрослым следует демонстрировать некую дистанцию в общении с чужими людьми, уметь пресекать физический контакт незнакомцев с ребенком (касания, поглаживания по голове) и твердо отказываться от угощений посторонних прохожих. Так ребенок сможет усвоить, что иногда сказанное им твердое «Нет», насколько неловко бы не было его произносить, является залогом его безопасности.

Источник фото: 1-4mag.ru

Специалисты утверждают, что риск попасть в руки злоумышленника больше всего у беспризорников, детей, легкомысленно относящиеся к личной безопасности, а также тех, кто в силу воспитания не может ослушаться старших. Поэтому очень важно, чтобы  между  ребенком и родителями развивались доверительные отношения.

Специалисты по детской безопасности подчеркивают: чтобы не произошло, ребенку следует поделиться со взрослыми.

Однако степень его открытости будет напрямую зависеть от уверенности ребенка в том, что родители его не накажут, не осмеют и поддержат при необходимости. Взрослым обязательно надо интересоваться делами ребенка, местом его пребывания, аргументируя свой интерес родительской заботой и любовью. И в ответ на детскую откровенность – точно так же рассказывать ребенку о том, что произошло за день. У детей, которые не испытывают дефицит внимания со стороны родителей, желание откровенничать с незнакомцами не возникнет, они не станут искать общения с посторонними.

О «полезных» незнакомцах

В разговорах с детьми об их безопасности рекомендуют забыть о методах запугивания – дабы не развить у них боязнь ко всем чужим людям без исключения. Ведь может так сложиться, что ребенку  придется обратиться за помощью к кому-то из незнакомых людей – если он потеряется, заметит преследование или ощутит угрозу, исходящую от потенциально опасного незнакомца.

Ребенок должен знать – незнакомый человек, к которому за помощью обращается он сам, безопаснее того, кто предлагает свою помощь первым.

И даже если незнакомец позвал ребенка по имени – это не означает, что у него хорошие помыслы. Ведь ребенок его не знает –  а значит, статус незнакомца остался прежним.

При необходимости, ребенок может обратиться за помощью:

  • к людям в форме (милиционеры, сотрудники МЧС, военные, работники метрополитена) – надо, чтобы ребенок знал, как выглядит форма каждого из них, дабы не «попасть» на злоумышленника;
  • к охранникам или сотрудникам различных учреждений (банк, магазин, отделение связи, аптека, школа, библиотека, поликлиника, больница) – при условии, что они находятся на рабочем месте;
  • к женщинам с детьми на детской площадке.

Ребенок должен усвоить: не стоит бояться показаться смешным, «маленьким», если понимаешь, что сам не справляешься с ситуацией – надо не стесняться и просить о помощи у посторонних.

Деточка, хочешь конфетку?

Опасным незнакомцем может оказаться абсолютно любой человек. Настоящие злоумышленники очень изобретательны в вопросах завлечения и используют для этого все доступные средства, дабы заинтересовать ребенка и ослабить его бдительность. Рассчитывая на детскую отзывчивость, незнакомец может попросить ребенка помочь ему в чем-то, провести куда-либо.

Однако есть правило: взрослый должен просить о помощи только взрослого, не ребенка.

И даже если ребенку неловко отказать в помощи незнакомому человеку, но он имеет сомнения относительно его намерений, ему надо помнить – личная безопасность важнее вежливости и отзывчивости.

Специалист по детской безопасности Михаил Рулев (творческий псевдоним Михаил Филимонов), автор и преподаватель курса по обучению детей и подростков приемам личной безопасности, автор книги «Безопасность вашего ребенка. Уверенность, осторожность, самооборона», предлагает схему, следуя которой, ребенок сможет противостоять посягательствам потенциально опасного незнакомца:

  1. Оценить ситуацию: определить, что перед тобой незнакомец.
  2. Держать безопасную дистанцию: оптимальным считается расстояние в 2 м – необходимо научить ребенка определять его. Если незнакомец сокращает дистанцию – надо убегать.
  3. Пресечь разговор на 5-10 секунде: это сложно (ребенок может испытывать неловкость), поэтому задача родителей – обыграть различные варианты обращений незнакомцев, обсудить способы прекращения разговора с ними.
  4. Уйти в безопасное место, о случившемся сообщить родителям.

Источник фото: materinstvo.ru

Некоторые правила детской безопасности вне дома:

  • нельзя вступать в  беседу с незнакомцем, брать у него что-либо, идти за ним куда-либо, садиться в его машину – чем бы он ни подкупал;
  • нужно быть готовым к изобретательным провокациям, цель которых – отвлечь и завлечь ребенка;
  • со школы или сада нельзя уходить с незнакомцем, даже если он знает имя ребенка и утверждает, что мама в курсе;
  • отказаться от большого количества украшений, не хвастать телефоном, другими ценными вещами, надежно прятать деньги;
  • не рассказывать посторонним людям информацию о себе, своей семье;
  • не позволять чужим людям касаться своего тела (ребенок должен называть части тела, знать, где находятся интимные места), а столкнувшись с этим, к примеру, в транспорте – громко выразить свое недовольство, обычно это останавливает злоумышленников;
  • не заходить в лифт с незнакомыми людьми (отдавать предпочтение лестнице);
  • заметив чужого человека при входе в парадное – надо пропустить его вперед, а самому остаться на улице, увидев незнакомца в парадном – выйти обратно и вернуться только с хорошо знакомым человеком;
  • гулять на улице нужно там, где разрешают родители, избегать малолюдных мест (заброшенных строек, чердаков, подвалов и т.п.);
  • выбирая маршрут, нужно ходить только по многолюдным улицам, а заметив преследование незнакомца – зайти в  ближайшее учреждение, где много людей, или обратиться за помощью к вызывающим доверие прохожим;
  • если нападение все же состоялось – проявить любое возможное сопротивление: кричать, звать на помощь, «отбиваться», кусаться и т.п.;
  • обо всем случившемся рассказывать родителям.

Дабы сбить с толку незнакомца, если он настораживает ребенка, создать у него впечатление, что где-то рядом есть взрослый, способный ребенка защитить, специалисты по детской безопасности советуют воспользоваться особым приемом под названием «Я не один». Так, на улице можно махнуть рукой в окно дома со словами «Уже иду!», спускаясь или поднимаясь по лестнице – крикнуть «Папа, догоняй меня!» и т.п.

«Один дома»

Источник фото: mamamidetkam.ru

Рано или поздно без присмотра взрослых остается дома практически каждый ребенок. Родители, помимо проведения ему инструктажа по технике безопасности в пределах квартиры, должны составить список номеров телефонов, по которым он при необходимости сможет позвонить – номера экстренных служб, близкого родственника, соседа, которому доверяют. Надо, чтобы ребенок знал, в каком случае и куда он может звонить, смог представиться по телефону. Родителям важно поддерживать с ним телефонную связь, периодически узнавать, как у него дела. При этом ребенок помнит: если по телефону звонит незнакомец – этому человеку нельзя говорить, что взрослых нет дома, не сообщать ему свое место нахождения. Лучше сказать, что родители заняты, и попросить перезвонить позже.

В отсутствие взрослых, ребенок не должен открывать дверь никому.

Так как изобретательности злоумышленников нет предела, за дверью может оказаться «участковый», «почтальон», «сосед с другого этажа», «незнакомец, который хочет вызывать скорую для прохожего, которому стало плохо». Чтобы не сообщать ему о том, что взрослых дома нет, можно сказать – мама или папа заняты. Если незнакомец настойчив – ребенку лучше позвонить родителям на мобильный телефон либо же по одному из номеров, которые взрослые для него оставили. Если в дверь стучат знакомые –попросить их зайти позже, когда родители будут дома.

Оставляя ребенка дома одного, не надо закрывать его снаружи – в экстренном случае он не сможет сам выбраться из квартиры. Если ему позволено самостоятельно выходить на улицу, то перед тем, как открыть дверь, ребенку следует посмотреть в глазок – нет ли на лестничной площадке незнакомцев.

Проводить с детьми разъяснительную работу по теме общения с незнакомцами, обыгрывать с ними различные ситуации, убедиться в том, что ребенок четко знает, как следует поступать в том или ином случае – обязанность каждого родителя. И насколько бы сложной и трудоемкой не казалась эта задача – от ее выполнения напрямую зависит здоровье и безопасность детей, а значит и спокойствие родителей.





Автор: Ирина Волошина

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма




Забавное видео

Этот малыш еще ходит в садик, но играет в баскетбол лучше многих взрослых!