Учимся с удовольствием: как мотивировать ребенка

Ребенок не проявляет интереса к школьным занятиям, нехотя посещает школу и игнорирует замечания преподавателей по успеваемости, а выполнение его домашних заданий превращается в ежевечернее бедствие для всей семьи. Скорее всего, у школьника просто нет мотивации к учебе. О том, как помочь в решении проблемы, расскажет ProstoВaby.





Определимся с понятиями

Мотивация – это некая внутренняя сила, которая движет человеком, обеспечивая его настойчивостью и упорством для достижения поставленных целей. Наличие у ребенка мотивации к учебе – залог его успеха в школьном обучении. Очень важно, чтобы школьник осознал – старательная и успешная учеба сейчас является ценной инвестицией в его будущее.

Интерес к получению знаний заложен в человеке природой. Успех в данном процессе, достижение желаемого результата и ощущение удовольствия от него,  своевременная похвала – все это важно, особенно для ребенка.

Мотивация к учебе по разным причинам может периодически снижаться. Однако резерв сил, которыми обладает каждый ребенок, позволяет повысить его заинтересованность в процессе обучения. Главное – найти правильный подход и грамотно направить ребенка на предстоящую работу.

Почему он не хочет учиться?

От отсутствия или снижения мотивации к учебе не застрахован, увы, никто. И если мамы и папы «хронических» школьников-разгильдяев со временем уже привыкли к этому, как к постоянному явлению, то для родителей прилежных учеников и отличников плохие оценки ребенка, отсутствие у него желания и интереса к посещению школы, могут стать неприятным сюрпризом.

Источник фото: medikforum.ru

По мнению специалистов, это может быть вызвано:

  • наличием у ребенка проблем с состоянием здоровья;
  • определенными сложностями с познавательным процессом – мышлением, вниманием, памятью;
  • сильной школьной нагрузкой, обусловленной интенсивным учебным процессом, в совокупности с завышенными требованиями родителей к успеваемости собственного чада;
  • проблемами личностного характера – низкой самооценкой ребенка, определенными комплексами, часто вызванными, в том числе, и неправильным подходом родителей (бурным негодованием в качестве реакции на плохую отметку, сравнением неуспеха ребенка и достижений других детей);
  • наличием у школьника способностей только к определенным видам предметов (ребенок с легкостью осваивает иностранный язык или в восторге от биологии, а вот математика  – совсем не его конек);
  • возрастным кризисом – для младших школьников, к примеру, свойственно преобладание интереса к играм над заинтересованностью к школьным занятиям.

Важные аспекты

Разбираясь с причинами плохой успеваемости ребенка, родители должны обратить внимание на атмосферу, которая сложилась в его учебном заведении. Комфортно ли ему в коллективе, нет ли у него сложностей в общении с одноклассниками или учителями? Ведь не секрет, что существуют педагоги, чей «особый подход» в  преподавании отбивает охоту к учебе даже у самых прилежных детей.

Обязательно следует выяснить, насколько «сильным» с точки зрения знаний и успеваемости является класс, в котором учится ребенок. Если общий уровень класса – средний, то у ребенка вряд ли будет желание «повышать планку» и расти в плане получения знаний. Важный нюанс – отношение одноклассников к отличникам. Не считается ли постыдным среди детей в классе быть умным, не насмехаются ли там над детьми, которые учатся старательно?

Источник фото: infovoronezh.ru

Большое влияние на мотивацию школьника к учебе имеет отношение родителей к учебному процессу. Если взрослые не видят особой ценности в получении ребенком образования, то вряд ли можно ожидать от школьника ярко выраженной тяги к знаниям.

Очень важными также являются взаимоотношения ребенка с родителями – насколько доверительно они общаются, интересуются ли взрослые школьными делами своего чада, может ли ребенок поделиться с ними своими переживаниями или тревогами. Ведь бывает так, что в семьях, где отношения между поколениями сложные или конфликтные, где родители игнорируют проблемы ребенка, не прислушиваются к нему, школьник намеренно плохо учится. Тем самым он пытается обратить внимание занятых или безразличных родителей к себе.

Повышению мотивации к учебе мешает и гиперопека со стороны взрослых – в любом возрасте школьник остается для родных несамостоятельным малышом, неспособным ставить перед собой задачи и принимать самостоятельные решения. Не будет сильной мотивации к учебе и у школьника, чьи запросы и желания исполняются родителями немедленно и в полном объеме. При таких исходных у ребенка волевые качества и упорство не смогут выработаться на нужном для учебы уровне.

Ищем правильный подход

Задача родителей – сформировать у школьника положительное отношение к учебе. Поскольку дети часто на кого-то равняются, то демонстрировать им наличие мотивации в любом деле у взрослых лучше всего получится на собственном примере – успешной учебой в школе, ВУЗе, достижениями в профессии.

Ребенок, который только пришел в школу – любознателен, усерден и полон интереса. Однако достаточно скоро ему предстоит узнать, что учеба – это серьезный и монотонный труд. А поскольку часто маленькие школьники бывают не готовы к этим обстоятельствам – то вскоре их настигает разочарование и запал угасает.

Чтобы не допустить этого, родители должны готовить его к реалиям школьных будней задолго до их начала, акцентируя внимание на самых, казалось бы, банальных мелочах – как спрашивать разрешения выйти из класса, как вести себя на уроке и на переменке.

Источник фото: detkam.su

Занятость взрослых – совсем не повод игнорировать дела школьника. Если он спрашивает о чем-то – надо постараться дать содержательный ответ, если просит помощи в решении сложных заданий или ситуаций – обязательно помочь. Ребенок должен чувствовать заинтересованность родителей, ощущать их поддержку.

Но это совсем не значит, что домашние задания взрослые должны выполнять вместо ребенка – ведь качественное школьное образование предусматривает как раз получение знаний, а не только высокую успеваемость.

Познавательную деятельность школьника надо стремиться поддерживать и поощрять. В помощь взрослым – развивающие занятия и кружки при школе или центрах детского творчества. Родителям под силу сделать процесс получения знаний более интересным для ребенка – покупать качественную литературу по возрасту, организовать посещение музея или выставки с соответствующей тематикой.

Вне школы важно развивать таланты, которыми наделен ребенок – танцы, рисование, лепка и т.п. Он должен ощущать, что имеет способности и может добиться определенных результатов в этом направлении – это, несомненно, повышает уверенность в себе. Кроме того, так школьник будет развиваться разносторонне.

Важно с первых школьных лет давать ребенку возможность проявлять самостоятельность, учиться принимать решения и контролировать себя. Учеба будет успешной, когда школьнику в процессе не нужен «нагоняй» со стороны – от учителя или мамы, когда он осмысленно подходит к постановке целей, достигает их и несет ответственность за результат своих действий.

 К «пролетам» ребенка в учебе взрослым стоит относиться без излишнего драматизма. Скандалы и угрозы тут совершенно ни к чему, они могут принести только обратный эффект. Родительская критика должна быть сдержанной и справедливой. Лучше обсудить ситуацию, дабы узнать, что помешало ребенку достичь нужного уровня, понять, где ему необходима помощь. Быть может, выяснится, что требования родителей сильно высоки. В любом случае, даже очень смышленые дети могут ошибаться.

У школьника любого возраста должен быть установлен режим дня с неким балансом между занятиями и отдыхом. Четкое планирование времени поможет ему мобилизировать силы для выполнения домашних заданий качественно и вовремя. Младших школьников следует готовить к предстоящей работе за пару часов.

Поскольку школьные оценки бывают не очень объективным показателем успеваемости ребенка, взрослым надо контролировать также его знания по определенному предмету. Этим родители продемонстрируют, что процесс изучения материала важнее полученного в виде оценки результата.

Не денежный вопрос

Чтобы повысить успеваемость ребенка некоторые мамы и папы пытаются заинтересовать его денежным поощрением – за прочитанную страницу текста, за правильно решенную задачу, за хорошую оценку. Психологи преимущественно не одобряют данный метод, поскольку школьник вскоре может прийти к тому, чтобы требовать плату за любой труд, даже если это будет касаться ежедневных обязанностей и обычных просьб родственников. Кроме того, и учиться он будет не для получения знаний, а чтобы угодить родителям.

Источник фото: buzuluk-inform.ru

Вознаграждение ребенка за успех в учебе в виде сладостей, прогулки в парк аттракционов, похода в кино допускается лишь в начальной школе, и особой роли в формировании внутренней мотивации ребенка оно не играет.

«Большие детки – большие бедки»

Если школьников-малышей пугать профессией уборщицы или грузчика нет смысла, то для старших детей слова «престижная профессия» – далеко не пустой звук. Человеку, умеющему учиться, получать новые навыки, мотивированному на достижение поставленных целей проще сориентироваться в современном мире. И этим надо апеллировать к почти взрослой личности, которая на время выпустила учебу из виду.

Источник фото: info.dv-com.net

В этом возрасте увлечение школьника вполне может помочь в дальнейшем самоопределении. Сын интересуется, к примеру, всем, что связано с компьютером, а дочь в курсе последних модных тенденций? Надо дать им возможность изучить информацию о ком-то из известных представителей IT-пространства  или fashion-индустрии. Мягко и не навязчиво объясняя всю значимость хорошего образования в любой сфере деятельности.

Если старший школьник упорно делает акцент на одном или нескольких предметах – это даже неплохо. Так он сможет применить опыт последовательного изучения одного предмета, дабы «подтянуть» остальные. А еще, возможно, это поможет в дальнейшем самоопределении.

Формирование и поддержание мотивации к учебе у школьника – это кропотливый и серьезный родительский труд. Поскольку каждый ребенок – индивидуальность, то и общего решения проблемы быть не может. Если у взрослых не получается справиться с этими сложностями самостоятельно – надо обратиться за компетентной помощью специалиста.





Опубликовано на сайте: 01.09.2014

Автор: Ирина Волошина

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма




Забавное видео

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!