Дородовое воспитание: ждем и обучаем

Во время беременности будущего малыша можно не только любить, ждать, общаться с ним и всячески оберегать – его, как бы удивительно это ни звучало, можно даже воспитывать. О различных аспектах пренатальной педагогики, ее значимости для мамы и ребенка расскажет ProstoВaby.

Немного теории

Для начала – разберемся с терминологией. Педагогикой называют науку об обучении и воспитании человека. Термин «пренатальный»  (от лат. «prae» – перед и «natalis» – относящийся к рождению) – означает предродовой. Простыми словами, пренатальная педагогика – это воспитание до рождения.

На просторах всемирной сети мы можем встретить разные определения  пренатальной педагогики –  все зависит от того, какой подход применяют в своей работе те или иные специалисты в данном направлении.

Одни говорят о пренатальной педагогике  как о комплексе методов воздействия на будущего малыша. Они стремятся сформировать у крохи определенные личностные качества и способности, оптимизировать его внутриутробное развитие, заложить в малыше некий потенциал, который он смог бы развить в будущем.

 Иные видят пренатальную педагогику способом налаживания контакта между будущей мамой (или будущими родителями) и ребенком, методом формирования тонкой эмоциональной взаимосвязи между ними. Ведь то, что будущий кроха способен воспринимать окружающий мир задолго до рождения, известно давно – свидетельства этому находят в обычаях многих культур. Это и древнекитайский церемониал «знакомства» отца с будущим малышом на ранних сроках беременности жены, и японские общины для будущих мам, и ритуальные африканские песни и танцы, которыми сопровождалось «интересное положение» женщины. Такие разные, местами наивные, эти традиции базировались на понимании важности постоянного контакта родителей с будущим ребенком, на положительных эмоциях, передающихся крохе во время общения с ним.

Источник фото: detochka.info

Мнение сторонников

Считается, что предпосылкой к возникновению направления пренатальной педагогики является важный момент, обнаруженный учеными – мозг новорожденного крохи имеет определенную часть атрофированных нейронов.  Специалисты допустили, что это происходит из-за невостребованности нервных клеток в период внутриутробного развития плода. Предполагали также, что количеством нервных клеток определяется уровень интеллекта и психической зрелости ребенка. А поскольку на тот момент ученые уже знали, что на определенном сроке беременности плод слышит и воспринимает все, что происходит вокруг него, было предложено применять воспитательные методы для стимуляции его мозга. 

Одним из них стал метод звуковой стимуляции плода под названием «Сонатал» (особый цикл песен для будущего ребенка). Он был разработан в 1983 году и апробирован в разных медицинских учреждениях России. В ходе исследования сформировали две группы наблюдаемых – группу пренатального воспитания и контрольную группу. По его результатам было видно – музыкальная стимуляция развития ребенка в дородовом периоде имеет положительное влияние на его здоровье и развитие. В частности по группе пренатального воспитания, в сравнении с детьми из контрольной группы, отметили:

  • более высокие показатели состояния здоровья новорожденных при выписке из роддома;
  • опережение сверстников в развитии по основным психомоторным реакциям на 1 месяц для детей до года;
  • более низкий уровень заболеваемости малышей в возрасте до шести месяцев (в 2,5 раза);

Осложненные беременности в группе пренатального воспитания (по сравнению с контрольной группой) наблюдались в 2,5 раза реже, а роды без патологий – в 4,5 раза чаще.

Будущие мамы, принимавшие участие в исследовании, отмечали очень тесную взаимосвязь с крохой и преобладание положительного настроя. Во время беременности они меньше болели, после родов – более длительно сохраняли лактацию. Также было отмечено снижение  младенческой смертности.

Взгляды противников

Часть специалистов в области дородового воспитания скептически отзываются о правдивости данной гипотезы и подобных методах воздействия на плод, считая результаты их эффективности чем-то мифическим. Их аргументы достаточно просты:

  • запрограммированная гибель клеток в период внутриутробного развития – закономерный этап биологического процесса развития тканей;
  • прямая зависимость уровня интеллекта от количества нервных клеток мозга не подтверждена научно;
  • возможность плода воспринимать звуки, запахи и различные сигналы – лишь стадия созревания органов его чувств;
  • способность к анализу информации в коре головного мозга (основной этап процесса обучения человека) возникает у малыша только после его появления на свет;
  • функциональная незрелость ребенка после рождения заложена природой, и ему еще предстоит долгий и интенсивный путь развития всех органов и систем.

Специалисты считают, что нельзя рассматривать будущего ребенка отдельно от мамы – ведь в процессе беременности они составляют единую «систему». А любое воздействие на беременную должно иметь веские основания, базироваться на прочных знаниях, методы влияния – должны быть научно обоснованными, безвредными для женщины и плода. Вывод специалистов: тех впечатлений, которые ребенок получает в материнской утробе, для него вполне достаточно, и любое излишнее влияние только дополнительно напряжет его нервную систему.

Существует также мнение, что воспитывать человека до его рождения – процесс бессмысленный, так как природой уже обеспечены все условия для полноценного развития плода.

Источник фото: bfit.kiev.ua

Кого воспитываем?

Специалисты по пренатальной педагогике утверждают, что некоторые будущие мамы могут обходиться без их помощи – обычно это те беременные, которые с любовью вынашивают кроху и, опираясь на подсознательный опыт, легко общаются с ним, самостоятельно отслеживают его поведение и реакции. Однако есть женщины, которые в силу определенных обстоятельств не освоили соответствующую модель материнского поведения. И даже если ребенок желанный – они иногда теряются в том, как себя надо вести с будущим крохой, поэтому требуют грамотных подсказок и квалифицированной поддержки.

Помимо мягкого подведения женщины к будущему материнству, пренатальная педагогика уделяет внимание беременной паре в целом, ставя перед собой задачу, подготовить супругов к осознанному родительству. Она учит их воспринимать будущего кроху как личность, понимать свою роль родителей, позитивно мыслить и развиваться, помогает избавляться от страхов и негатива, позволяет паре сблизиться.

Мамина школа

От того, как проходит беременность, во многом зависит здоровье будущего ребенка. На протяжении этого удивительного периода между мамой и крохой в утробе устанавливается тонкая и невидимая, но такая важная взаимосвязь – малыш очень тонко ощущает все, чем живет мама.

Президент Французской национальной ассоциации дородового воспитания Андрэ Бертин утверждает: «Мать – это первая земная вселенная ребенка, поэтому все, через что она проходит, испытывает и плод. Эмоции матери передаются ему, оказывая либо положительное, либо отрицательное влияние на его психику. Организм будущего ребенка строится из материалов, которые поставляются ему из организма матери, следовательно, образ ее жизни, питание, отсутствие или наличие вредных привычек (прием алкоголя, курение, злоупотребление лекарственными препаратами и пр.) закладывают основу здоровья плода».

Насколько противоречивыми бы ни были научные данные, которые заложены в основу теории дородового воспитания, все ее сторонники согласны с утверждением – пренатальный период имеет влияние на способности и уровень развития будущего малыша. Поэтому к выбору метода дородового воспитания родителям надо подходить ответственно.

Одно дело, если речь идет о методиках, основанных на воздействии на плод исключительно через положительные эмоции, переживаемые мамой – когда она слушает музыку, поэзию, разговаривает с малышом, обеспечивает ему физический контакт через прикосновения и поглаживания, приобщается к творчеству, созерцает природу и все прекрасное вокруг себя, заботится о своем здоровье. И совсем другое – если родители обращаются к авторским методикам, которые базируются на недоказанных до конца гипотезах и предполагают определенное воздействие на будущего малыша. Такое вмешательство может быть не только бесполезным, но и опасным для женщины и плода.

Источник фото: raut.ru

С целью гармоничного развития крохи, начиная с самых ранних сроков беременности, родители могут:

  • осуществлять физический контакт с будущим малышом – так он будет «чувствовать» маму и папу, реагировать на их прикосновения и поглаживания, успокаиваться;
  • общаться с крохой – пусть ребенок не поймет смысл слов, но по интонации родителей он будет чувствовать их тепло и заботу, а после рождения – узнает такие родные голоса;
  • слушать музыку (классическую, мелодии из специальных подборок, рекомендованных будущим мамам – любую), и прислушиваться к реакции малыша на нее;
  • заниматься музыкой или своим хобби (рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, квиллинг и т.п.), посещать театры, выставки и концерты – делать все то, что дарит положительные эмоции и правильный настрой.

Что еще может сделать будущая мама (или «беременная» пара), если ей интересна пренатальная педагогика? Чтобы более подробно ознакомиться с данным направлением, сформировать собственное мнение о нем, почерпнуть информацию о различных методиках дородового воспитания – можно почитать тематическую литературу, взяв на заметку, к примеру, небольшую подборку книг от Prostobaby.com.ua:

  • Андрэ Бертин А. «Воспитание в утробе матери, или рассказ об упущенных возможностях»
  • Омраам Микаэль Айванхов. «Воспитание, начинающееся до рождения»
  • Томас Верни «Тайная жизнь ребенка до рождения»
  • Дэвид Чемберлен «Разум вашего новорожденного ребенка»
  • Наталья Волкова «Уникальная методика дородового воспитания»
  • М.Л. Лазарев «Мамалыш. Рождение до рождения»
  • Вера Павловская «Важность пренатального и перинатального периода в развитии полноценной, гармоничной личности»
  • Ж. В. Цареградская «Ребенок от зачатия до года»
  • Ольга Будина «Дневник Ольги Будиной. Говорящая беременность»

Полезным в этом плане также может быть посещение курсов для беременных, школ для будущих родителей, которые в программах своих занятий частично используют элементы пренатальной педагогики.

Каков бы ни был выбор родителей, важно помнить: контакт с будущим крохой нужно устанавливать и поддерживать еще до его рождения, а на протяжении всех месяцев ожидания – надо окружать будущую маму вниманием, заботой и позитивом, чтобы малыш рос и развивался в любви.

Опубликовано на сайте: 24.01.2014

Автор: Ирина Волошина

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 1438



Услуги для родителей

ТОП - 10 самых доступных услуг проката весов для новорожденных в г. Киев

Сервис Prostobaby изучил стоимость услуги «Весы для новорожденных» в г. Киев, проанализировав сайты компаний, которые эти услуги предоставляют и указывают их стоимость на своих сайтах.

Услуги для детей

Где заказать самую дешевую семейную фотосессию в г. Киев

Сервис Prostobaby изучил стоимость услуги «Фотосессия семьи» в г. Киев, проанализировав сайты компаний, которые эти услуги предоставляют и указывают их стоимость на своих сайтах.