Домашний ребенок: воспитывая, не навредить!
ProstoBaby узнавал, как правильно воспитывать ребенка дома. Ведь многие дошколята воспитываются в домашних условиях. Причины, по которым они не посещают детский сад, могут быть различными. А вот методы и приемы воспитания в любом случае должны соответствовать возрасту малышей и способствовать правильному формированию необходимых навыков.
Сейчас уже никого не удивишь воспитанием вне стен дошкольного заведения. И если раньше «домашние» малыши были скорее исключением, то современные родители всё чаще предпочитают домашнее воспитание. Причины такого решения, в основном, таковы:
- малыш часто болеет, контакт с большим количеством детей крайне нежелателен;
- ребенку необходим особый уход: есть особенности физического или умственного развития, пищевые или другие виды аллергий;
- посещение детского сада откладывается из-за отсутствия места в выбранном дошкольном заведении, а другие по каким-то причинам не устраивают;
- родители осознанно и целенаправленно выбирают домашнее воспитание.
А в чем же разница?
Аспект | Домашнее воспитание | Детский сад |
---|---|---|
Уход | Полноценный, индивидуальный, в зависимости от потребностей конкретного ребенка | Стандартный, одинаков для всей группы |
Режим дня | Индивидуальный | Строгий – часы для сна, приема пищи, занятий и прогулок четко регламентированы |
Здоровье малыша | Зависит от иммунитета, частоты общения с другими детьми, укрепляющих и закаливающих процедур | Частые ОРВИ, особенно в период адаптации (иногда – на протяжении всего времени пребывания в саду). Классические «детские» болезни – ветрянка, скарлатина, другие инфекции (особенно у непривитых деток). Кишечные инфекции. Кожные заболевания |
Питание | Полноценное, с учетом вкусовых предпочтений ребенка. При необходимости – специальная диета | Единое для всех. В частных садах – с учетом родительских предпочтений |
Среда | Естественная, привычная для малыша
| Искусственная, созданная для группы детей определенного возраста. Нужно время для адаптации |
Общение со сверстниками | Время, место и круг общения зависят от родителей и самого ребенка. Есть возможность общаться с кем хочется и когда хочется | Ежедневно, кроме выходных. Группа формируется произвольно и не зависит от предпочтений малыша или его родителей |
Общение с «чужими» взрослыми | В зависимости от ситуации – в гостях, на развивающих занятиях, на прогулках. Контролируется родителями | Ежедневно – с воспитателями, няней, преподавателями музыки, физкультуры и другими педагогами детского сада |
Общение с родителями | Зависит от семейного уклада | Утром, вечером и в выходные дни |
Образование | В зависимости от желания и возможностей родителей – няни, репетиторы, гувернеры, развивающие клубы, кружки, секции | Усредненная программа, базовые знания, подготовка к школе. В частных заведениях и государственных детсадах за отдельную плату возможен выбор дополнительных занятий |
Мониторинг развития малыша | Производится специально: обследование, собеседование, тесты. Выбор специалистов и частоты мониторинга – за родителями | Включен в общую программу и является частью образовательного процесса. Мониторинг производят воспитатель, психолог, логопед |
Система воспитания как домашнего, так и в детском саду, имеет свои преимущества и недостатки. Но если родители приняли решение оставить малыша на домашнем воспитании, они должны понимать: дошкольник не может просто «сидеть» дома с родителями, бабушкой или няней. Он, как и все его сверстники, нуждается в обучении и развитии.
Источник фото: foto.real-trick.ru
Домашний – не значит дикий
Одна из главных проблем, которые волнуют родителей «домашнего» дошкольника, - это его социализация. Тем более, существуют общественные стереотипы насчет того, что таким деткам тяжелее даётся адаптация к школе, они вырастают замкнутыми и стеснительными. На самом же деле таким может вырасти и малыш, который систематически посещал сад. Ведь черты характера формируются под влиянием окружения, но все же на основании врожденного темперамента.
А вот домашний ребенок при правильном воспитании отлично вливается в детский школьный коллектив, доброжелателен к одноклассникам и взрослым, имеет адекватную самооценку.
Чтобы вырастить из малыша полноценного и самостоятельного человека, а не тепличное растение, воспитатели (родители, бабушка или няня) должны придерживаться определенных правил:
- Не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Даже если малыш долго возится с тарелкой каши или неумело завязывает шнурки – дайте ему возможность закончить начатое дело самому.
- Гуляя с ребенком на площадке, позволять ему общаться с другими детьми. При этом вмешиваться в игру, постоянно одергивать и поучать детей не нужно. Конечно, если вашего кроху обижают или бьют, это необходимо пресечь. Во всех же остальных случаях пусть малыш решает самостоятельно, как ему поступить.
- Стоит посещать с ребенком центры раннего развития, различные студии, кружки. Там малыш будет находиться в небольшой группе ровесников, обучаясь и играя вместе с ними. Особенно это важно для деток, начиная с 3-летнего возраста, когда у них появляется потребность в совместной игре.
- Если ребенка воспитывает мама, следует время от времени встречаться с другими взрослыми – бабушкой, тетей, няней, репетитором. Малыш должен учиться общаться с «чужими» взрослыми, подчиняться правилам, отстаивать свою точку зрения.
Источник фото: itle-big-bigest.org.ua
Воспитываем, обучаем, развиваем
Кроме социализации, родители должны обеспечить ребенку процесс обучения и развития, соответствующий его возрасту. А для этого следует соблюдать определенные принципы:
- главное, чем должны руководствоваться воспитатели, - это способности, потребности и возможности ребенка. Не стоит реализовать за счет малыша ваши музыкальные или хореографические амбиции, если он имеет задатки к игре в шахматы. Также не нужно сравнивать его с детьми друзей или соседей, ведь каждый малыш – уникален;
- ребенок не может уметь всё и сразу. Ни в коем случае не следует давить на него, ругать, если что-то не получается. Возможно, кроха проявит себя в изучении языков, а с математикой будет на «Вы»;
- лучшее развитие – это игра. Домашнее обучение должно быть увлекательным и веселым. Это поможет ребенку в дальнейшем воспринимать учебу не как скучное и навязчивое занятие, а как интересное и нужное дело;
- посещайте развивающие занятия, студии и кружки вместе с ребенком. В некоторых центрах раннего развития есть возможность заниматься всей семьей. Это обеспечит ребенку психологический комфорт, а родители смогут лучше узнать малыша.
Аршином общим не измерить…
Каким бы ни было мнение родителей об их ребенке, всё же оно субъективно. К тому же, специальные педагогические и психологические знания имеют далеко не все мамы и папы. Поэтому «домашнего» малыша необходимо периодически показывать профильным специалистам. Они оценят уровень его развития, соответствие возрастным нормам, проверят готовность к школьному обучению. Лучше всего это делать в такие возрастные периоды:
- 2 года. Оценка познавательного и речевого развития ребенка, умения общаться, уровня приобретенных навыков.
- 3 года. Оценка личностного развития.
- 5 лет. Соответствие возрастным нормам, начальная готовность к школьному обучению. Выявление творческих способностей ребенка.
- 6 лет (перед началом школьного обучения). Определение готовности к систематическому обучению. Выявление и коррекция возможных трудностей. Оценка внимания, мотивации к школьному обучению, памяти, темпа и особенностей интеллектуального развития.
Такое обследование, как правило, проводят педагоги, психологи, логопеды. При необходимости ребенка следует показать дефектологу. Если же проблема предположительно медицинского характера, малыша направят на консультацию к специалистам – неврологу, психоневрологу или врачам иного профиля.
Источник фото: ot-razenie.ru
Что ты умеешь, малыш?
Родители будущих первоклашек часто ошибочно полагают, что ребенок при поступлении в школу должен уметь хорошо читать, писать и считать. На самом же деле гораздо важнее сформировать у него мотивацию к обучению, развить необходимые умения и навыки.
Существуют определенные критерии, по которым можно оценить готовность дошкольника к началу учебы. Ребенок должен:
- уметь различать предметы по размеру, форме, цвету и категории;
- считать до десяти, определять время по часам, ориентироваться в пространстве – верх-низ, лево-право;
- знать и различать цвета. Рисовать красками, карандашами, мелками и фломастерами. Резать ножницами, определять пропорции, строить несложную композицию;
- играть с другими детьми, соблюдая правила, фантазировать, придумывать новые игры;
- знать правила поведения в общественных местах, выполнять основные требования техники безопасности;
- уметь петь и танцевать (по мере своих способностей);
- делать простые поделки из подручных материалов;
- бегать, прыгать, выполнять основные физические упражнения, участвовать в подвижных играх;
- строить длинные связные фразы, понимать речь взрослых. Пересказывать небольшие тексты, описывать ситуации из жизни. Учить наизусть и декламировать небольшие стишки.
Если ребенок всё это знает и умеет, хорошо ладит с другими детьми и взрослыми, не боится общества – он вольется в школьный коллектив ничуть не хуже своих «детсадовских» одноклассников.
Автор: Екатерина Прадош
Источник: http://www.prostobaby.com.ua/
Забавное видео
В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!
Кредиты онлайн на карту за 15 минут
от 0,01%
ставка
до 180 дней
макс срок
до 20 000 грн.
макс сумма