Домашний ребенок: воспитывая, не навредить!

ProstoBaby узнавал, как правильно воспитывать ребенка дома. Ведь многие дошколята воспитываются в домашних условиях. Причины, по которым они не посещают детский сад, могут быть различными. А вот методы и приемы воспитания в любом случае должны соответствовать возрасту малышей и способствовать правильному формированию необходимых навыков.





Сейчас уже никого не удивишь воспитанием вне стен дошкольного заведения. И если раньше «домашние» малыши были скорее исключением, то современные родители всё чаще предпочитают домашнее воспитание. Причины такого решения, в основном, таковы:

  • малыш часто болеет, контакт с большим количеством детей крайне нежелателен;
  • ребенку необходим особый уход: есть особенности физического или умственного развития, пищевые или другие виды аллергий;
  • посещение детского сада откладывается из-за отсутствия места в выбранном дошкольном заведении, а другие по каким-то причинам не устраивают;
  • родители осознанно и целенаправленно выбирают домашнее воспитание.

А в чем же разница?

Аспект

Домашнее воспитание

Детский сад

Уход

Полноценный, индивидуальный, в  зависимости от потребностей конкретного ребенка

Стандартный, одинаков для всей группы

Режим дня

Индивидуальный

Строгий – часы для сна, приема пищи, занятий  и прогулок четко регламентированы

Здоровье малыша

Зависит от иммунитета, частоты общения с другими детьми, укрепляющих и закаливающих процедур

Частые ОРВИ, особенно в период адаптации (иногда – на протяжении всего времени пребывания в саду).

Классические «детские» болезни – ветрянка, скарлатина, другие инфекции (особенно у непривитых деток).

Кишечные инфекции.

Кожные заболевания

Питание

Полноценное, с учетом вкусовых предпочтений ребенка.

При необходимости – специальная диета

Единое для всех.

В частных садах – с учетом родительских предпочтений

Среда

Естественная, привычная для малыша

 

Искусственная, созданная для группы детей определенного возраста.

Нужно время для адаптации

Общение со сверстниками

Время, место и круг общения зависят от родителей и самого ребенка. Есть возможность общаться с кем хочется и когда хочется

Ежедневно, кроме выходных.

Группа формируется произвольно и не зависит от предпочтений малыша или его родителей

Общение с «чужими» взрослыми

В зависимости от ситуации – в гостях, на развивающих занятиях, на прогулках. Контролируется родителями

Ежедневно – с воспитателями, няней, преподавателями музыки, физкультуры и другими педагогами детского сада

Общение с родителями

Зависит от семейного уклада

Утром, вечером и в выходные дни

Образование

В зависимости от желания и возможностей родителей – няни, репетиторы, гувернеры, развивающие клубы, кружки, секции

Усредненная программа, базовые знания, подготовка к школе.

В частных заведениях и государственных детсадах за отдельную плату возможен выбор дополнительных занятий

Мониторинг развития малыша

Производится специально: обследование, собеседование, тесты. Выбор специалистов и частоты мониторинга – за родителями

Включен в общую программу и является частью образовательного процесса.

Мониторинг производят воспитатель, психолог, логопед

Система воспитания как домашнего, так и в детском саду, имеет свои преимущества и недостатки. Но если родители приняли решение оставить малыша на домашнем воспитании, они должны понимать: дошкольник не может просто «сидеть» дома с родителями, бабушкой или няней. Он, как и все его сверстники, нуждается в обучении и развитии.

Источник фото: foto.real-trick.ru

Домашний – не значит дикий

Одна из главных проблем, которые волнуют родителей «домашнего» дошкольника, - это его социализация. Тем более, существуют общественные стереотипы насчет того, что таким деткам тяжелее даётся адаптация к школе, они вырастают замкнутыми и стеснительными. На самом же деле таким может вырасти и малыш, который систематически посещал сад. Ведь черты характера формируются под влиянием окружения, но все же на основании врожденного темперамента.

А вот домашний ребенок при правильном воспитании отлично вливается в детский школьный коллектив, доброжелателен к одноклассникам и взрослым, имеет адекватную самооценку.

Чтобы вырастить из малыша полноценного и самостоятельного человека, а не тепличное растение, воспитатели (родители, бабушка или няня) должны придерживаться определенных правил:

  1. Не делать за ребенка то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Даже если малыш долго возится с тарелкой каши или неумело завязывает шнурки – дайте ему возможность закончить начатое дело самому.
  2. Гуляя с ребенком на площадке, позволять ему общаться с другими детьми. При этом вмешиваться в игру, постоянно одергивать и поучать детей не нужно. Конечно, если вашего кроху обижают или бьют, это необходимо пресечь. Во всех же остальных случаях пусть малыш решает самостоятельно, как ему поступить.
  3. Стоит посещать с ребенком центры раннего развития, различные студии, кружки. Там малыш будет находиться в небольшой группе ровесников, обучаясь и играя вместе с ними. Особенно это важно для деток, начиная с 3-летнего возраста, когда у них появляется потребность в совместной игре.
  4. Если ребенка воспитывает мама, следует время от времени встречаться с другими взрослыми – бабушкой, тетей, няней, репетитором. Малыш должен учиться общаться с «чужими» взрослыми, подчиняться правилам, отстаивать свою точку зрения.

Источник фото: itle-big-bigest.org.ua

Воспитываем, обучаем, развиваем

Кроме социализации, родители должны обеспечить ребенку процесс обучения и развития, соответствующий его возрасту. А для этого следует соблюдать определенные принципы:

  • главное, чем должны руководствоваться воспитатели, - это способности, потребности и возможности ребенка. Не стоит реализовать за счет малыша ваши музыкальные или хореографические амбиции, если он имеет задатки к игре в шахматы. Также не нужно сравнивать его с детьми друзей или соседей, ведь каждый малыш – уникален;
  • ребенок не может уметь всё и сразу. Ни в коем случае не следует давить на него, ругать, если что-то не получается. Возможно, кроха проявит себя в изучении языков, а с математикой будет на «Вы»;
  • лучшее развитие – это игра. Домашнее обучение должно быть увлекательным и веселым. Это поможет ребенку в дальнейшем воспринимать учебу не как скучное и навязчивое занятие, а как интересное и нужное дело;
  • посещайте развивающие занятия, студии и кружки вместе с ребенком. В некоторых центрах раннего развития есть возможность заниматься всей семьей. Это обеспечит ребенку психологический комфорт, а родители смогут лучше узнать малыша.

Аршином общим не измерить…

Каким бы ни было мнение родителей об их ребенке, всё же оно субъективно. К тому же, специальные педагогические и психологические знания имеют далеко не все мамы и папы. Поэтому «домашнего» малыша необходимо периодически показывать профильным специалистам. Они оценят уровень его развития, соответствие возрастным нормам, проверят готовность к школьному обучению. Лучше всего это делать в такие возрастные периоды:

  1. 2 года. Оценка познавательного и речевого развития ребенка, умения общаться, уровня приобретенных навыков.
  2. 3 года. Оценка личностного развития.
  3. 5 лет. Соответствие возрастным нормам, начальная готовность к школьному обучению. Выявление творческих способностей ребенка.
  4. 6 лет (перед началом школьного обучения). Определение готовности к систематическому обучению. Выявление и коррекция возможных трудностей. Оценка внимания, мотивации к школьному обучению, памяти, темпа и особенностей интеллектуального развития.

Такое обследование, как правило, проводят педагоги, психологи, логопеды. При необходимости ребенка следует показать дефектологу. Если же проблема предположительно медицинского характера, малыша направят на консультацию к специалистам – неврологу, психоневрологу или врачам иного профиля.

Источник фото: ot-razenie.ru

Что ты умеешь, малыш?

Родители будущих первоклашек часто ошибочно полагают, что ребенок при поступлении в школу должен уметь хорошо читать, писать и считать. На самом же деле гораздо важнее сформировать у него мотивацию к обучению, развить необходимые умения и навыки.

Существуют определенные критерии, по которым можно оценить готовность дошкольника к началу учебы. Ребенок должен:

  • уметь различать предметы по размеру, форме, цвету и категории;
  • считать до десяти, определять время по часам, ориентироваться в пространстве – верх-низ, лево-право;
  • знать и различать цвета. Рисовать красками, карандашами, мелками и фломастерами. Резать ножницами, определять пропорции, строить несложную композицию;
  • играть с другими детьми, соблюдая правила, фантазировать, придумывать новые игры;
  • знать правила поведения в общественных местах, выполнять основные требования техники безопасности;
  • уметь петь и танцевать (по мере своих способностей);
  • делать простые поделки из подручных материалов;
  • бегать, прыгать, выполнять основные физические упражнения, участвовать в подвижных играх;
  • строить длинные связные фразы, понимать речь взрослых. Пересказывать небольшие тексты, описывать ситуации из жизни. Учить наизусть и декламировать небольшие стишки.

Если ребенок всё это знает и умеет, хорошо ладит с другими детьми и взрослыми, не боится общества – он вольется в школьный коллектив ничуть не хуже своих «детсадовских» одноклассников.





Автор: Екатерина Прадош

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма