Кризис трехлетнего возраста: бороться или мириться?

ProstoBaby подскажет родителям, как распознать симптомы кризиса, почему он возникает и как помочь малышу пережить этот непростой период. Ведь ваш малыш, еще вчера такой послушный и покладистый, вдруг начинает вести себя необычно. Отказывается от привычной еды, ломает любимые игрушки, может накричать на маму и даже замахнуться. Родителям может показаться, что ребенок специально делает все наоборот, чтобы их позлить. На самом же деле, кроха просто вступил в период кризиса трех лет.

Кризис трехлетнего возраста назван так условно. На самом деле, его временные рамки размыты и колеблются от 2,5 до 3,5 лет. Сами кризисные явления длятся в течение нескольких месяцев, а их интенсивность может отличаться у разных детей. Это абсолютно нормальное и необходимое явление – вследствие этого переломного этапа малыш плавно переходит из раннего детства в следующий возрастной отрезок – детство дошкольное. А для этого он должен научиться по-новому строить взаимоотношения со взрослыми и приобрести новые важнейшие черты личности.

источник: www.v-mama.ru

Симптомы кризиса трех лет

Впервые их выделила и описала в своей работе "О личности трехлетнего ребенка" психолог Эльза Келер. Впоследствии проблемой возрастного кризиса трехлетних детей занимались выдающиеся исследователи детской и возрастной психологии Д. Б. Эльконин,  Л.С. Выготский и его ученица Л. И. Божович. Лев Выготский является автором известного термина «семизвездие симптомов». Оно включает в себя такие наиболее яркие проявления кризиса трех лет:

Негативизм. Малыш вдруг отказывается выполнять любые просьбы взрослых, у него появляется стремление сделать все наоборот. Причем эта реакция возникает не в отношении конкретного действия, а как ответ на речь определенного значимого человека: мамы, папы, бабушки или воспитателя. Например, мама предлагает ребенку выйти на прогулку. Он отвечает: «Нет, не пойду!», даже если на самом деле этого очень хочет и пять минут назад сам просился в парк.

Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Если ребенок отказывается от каши, но хочет конфету – это непослушание, поскольку он требует выполнения собственного желания. Проявления негативизма часто идут вразрез с истинными потребностями малыша. Он отказывается что-то делать не потому, что не хочет, а потому, что это предложил взрослый. Негативизм зачастую избирателен – ребенок может отвечать «нет» на все просьбы бабушки, но беспрекословно слушаться папу или воспитателя.

Упрямство. Малыш настаивает на чем-то лишь потому, что он это озвучил. Не следует путать упрямство с настойчивостью как чертой характера – это положительное качество, которое как раз и формируется благодаря кризису 3-х лет.

Если ребенок действительно чего-то сильно хочет – новую интересную игрушку, например, или сходить на любимую детскую площадку – это не проявление упрямства. Но если он продолжает требовать чего-то только потому, что не может отступить от собственных слов – это упрямство. Таким образом малыш учится принимать решения и требовать внимания к своей личности.

Строптивость. Один из наиболее выраженных признаков. Он близок к негативизму, но, в отличие от него, не имеет привязки к конкретному взрослому человеку. Скорее, это отрицание привычных ранее норм жизни, уклада в семье, отношения к самому ребенку как к несмышленышу. Малыш кажется постоянно чем-то недовольным.

Своеволие. Желание ребенка все делать самому настолько ярко проявляется, что и сам этот период часто называют кризисом «Я сам!». Малыш не только физически уже многое в состоянии сделать самостоятельно, он еще и хочет принимать собственные решения. В это же время сын или дочь перестают говорить о себе в третьем лице – «Ваня поел», «Таня хочет спать» – а начинают оперировать местоимением «я».

Протест-бунт. Поведение ребенка носит характер постоянного протеста, он конфликтует с близкими людьми и находится словно в состоянии войны с окружающими.

Обесценивание. Внешне этот симптом проявляется так, словно малыш разрывает все свои старые привязанности – как к людям, так и к вещам. Он может нагрубить маме или бабушке, сломать любимую игрушку, порвать книжку, начать употреблять в адрес близких бранные слова. Это непростой период и для ребенка, который сам не понимает, что с ним происходит, и для взрослых – ведь им может показаться, что малыш их не любит или растет неблагодарным эгоистом.

Деспотизм. Малыш может начать командовать родными, заставляя их выполнять свои прихоти. Особенно это проявляется в семьях с одним ребенком, который становится настоящим тираном для своих близких. Он может «запрещать» маме выходить из дома или надевать любимое платье, добиваясь этого с помощью криков или истерик. Если же в семье есть младшие дети, старший может начать их обижать, отбирая или ломая игрушки, толкать и обзывать.

источник: 3-years.ru

Причины кризиса и для чего он нужен

Малыш подрастает и начинает осознавать себя личностью, со своими собственными желаниями, потребностями, волей. Если ранее он ощущал себя частью родителей, то сейчас происходит его психологическое отделение от них. Мама и папа критично осматриваются со стороны, ребенок дает оценку их действиям.

Такой же критике подвергаются нормы жизни. Малыш словно проверяет их: что можно, что нельзя, если можно – то как именно? А если нельзя – то когда и что мне за это будет? В результате он уже осознанно принимает границы нормы и следует им.

Со стороны это выглядит как капризы, упрямство, непослушание. На самом деле за внешне негативными проявлениями кризиса скрываются положительные изменения личности ребенка:

  • переход на новый уровень самосознания;
  • самостоятельность;
  • активность;
  • развитие волевых качеств;
  • установление новых, более глубоких и осознанных социальных отношений со взрослыми – в игровой, познавательной, предметной деятельности, общении. При этом для ребенка становится очень важной положительная оценка его успехов и достижений мамой и папой.

источник: ivona.bigmir.net

Сглаживаем острые углы

Кризис трех лет – период неизбежный, трудный, но необходимый. Но и это нелегкое время можно существенно облегчить, если знать небольшие секреты общения с подросшим ребенком. ProstoBaby дает рекомендации родителям, как справиться:

1. Запаситесь терпением и спокойствием.

Спокойно, но твердо объясняйте малышу, что можно, а чего нельзя. Если ребенок устраивает истерики – не наказывайте его за это, не кричите и не пытайтесь образумить. Он все равно вас не услышит, а дополнительная агрессия только усугубит его состояние. Лучше оставьте его одного на некоторое время в безопасном месте. Лишившись зрителей, он быстрее успокоится.

2. Избегайте излишней опеки.

Позволяйте ребенку самостоятельно действовать, даже если ему для этого понадобится намного больше времени. Например, если он требует перед прогулкой одеваться самому – дайте ему такую возможность. Не критикуйте его за надетые наизнанку брюки или криво застегнутые пуговицы – не пробуя, он никогда не научится делать это правильно. Также позволяйте принимать собственные решения, пусть даже в мелочах, - какого цвета колготки надеть, что съесть на завтрак. Действуя же авторитарно, вы рискуете вырастить безвольного исполнителя или наоборот – вечного бунтаря.

3. Предлагайте альтернативу.

Ребенку нужно чувствовать, что его понимают и с его мнением считаются. Поэтому старайтесь предлагать ему несколько вариантов на выбор. Вместо «Одевайся на прогулку» лучше сказать «В чем ты пойдешь гулять – в джинсах или вот этом комбинезоне?», а вместо «Иди обедать» - «Что ты будешь кушать: суп или пюре?».

4. Будьте последовательны и едины в требованиях к ребенку.

В этом возрасте малыш все время проверяет запреты на прочность. То, что нельзя утром – можно ли вечером? А то, чего нельзя делать в гостях, можно ли дома?

Все, что касается техники безопасности, обязано быть под строгим контролем. Категорических запретов должно быть немного, но они должны быть обязательно. Например, ни при каких обстоятельствах нельзя крутить ручки на плите, трогать розетки, выбегать на проезжую часть, выходить из квартиры одному.

Требования к ребенку должны быть одинаковы и со стороны родителей, и со стороны бабушек-дедушек, если они живут вместе. Иначе малыш может запутаться, а в его характере появятся нехорошие черты – склонность к вранью и манипулированию.

источник: nashikarapuzi.ru

5. Играйте.

Игра помогает малышу усвоить правила поведения, снять напряжение, переключить внимание. В игровой форме можно научить ребенка убирать свои игрушки и складывать одежду, отвлечь от желания побунтовать – например, если он категорически отказывается от прогулки, можно «повести» в парк мишку или куклу, ведь им «необходимо подышать свежим воздухом и побегать».

6. Хвалите и поощряйте.

За любое дело, доведенное до конца, малыш ожидает похвалы от близких людей. Таким образом под влиянием родительской оценки формируется его самооценка – одно из новообразований дошкольного возраста. Искренне хвалите его за нарисованную и подаренную вам картинку, за самостоятельно, пусть и неумело, надетую одежду, завязанные шнурки, сложенные в коробку игрушки. Если у ребенка что-то не получается, избегайте резкой критики. Провинившегося в чем-то малыша не следует обвинять. Нужно объяснить, что он поступил нехорошо, но сам от этого не стал плохим. Это поможет ему вырасти уверенным в себе человеком.

7. Уважайте маленькую личность.

Ребенку сейчас важно, чтобы с ним обращались «на равных». Спрашивайте у него разрешения, если берете какую-либо его вещь. Научитесь благодарить сына или дочку за помощь, спрашивайте совета в несложных вопросах.

Кризис трехлетнего возраста наиболее легко проходит у ребенка, семья которого готова принять изменения личности малыша и вовремя перестроить отношения с ним.

Опубликовано на сайте: 21.02.2014

Автор: Екатерина Прадош

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/








Простобанк ТВ



Лучшие цены на услуги для детей и родителей

Подпишитесь на нашу e-mail рассылку!

Подписаться