О проблемах ребенка расскажет… альбом для рисования

Рисуночные тесты как способ разобраться в проблемах ребенка прекрасно себя зарекомендовали. ProstoBaby дает ключи для определения характера и психологических особенностей детей по их рисункам. Узнайте больше про психологию детского рисунка и ее значение.





Организовывая краски на бумаге, ребенок попадает в новое пространство, где обучается решать самые сложные психологические проблемы. Цвета, как мостики, позволяют от темных, безрадостных эмоций и предчувствий переходить на более легкие переживания и радужные оттенки чувств. Через краски ребенок ищет выход, как перейти от тревоги к эмоции удивления и радости, удовлетворенности. Задача родителей - сделать этот путь увлекательным и результативным.

Что нарисую, то и сбудется

Многие знают известное произведение Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»,  где картина начинает жить независимой жизнью и влиять на художника.  Представьте себе, что такая мистическая взаимосвязь существует. Дети прогнозируют свое будущее рисунками.

Займитесь с ребенком рисованием, направьте его в позитивное русло, и вы увидите, как жизнь ребенка, а значит, и ваша, улучшится.

Существует множество методик, которые психологи применяют в диагностике детей. ProstoBaby расскажет о некоторых из них.

1. Несуществующее животное

Дайте ребенку лист бумаги А-3 и набор из 18-ти цветных карандашей и предложите  нарисовать несуществующее животное.

О чем расскажет размер рисунка:

  • очень маленький рисунок означает робость;
  • если рисунок выходит за край листа - импульсивность, тревогу;
  • размещение себя в углу листа – неуверенность, невротизм;
  • сильный, неравномерный нажим и штрих – тревожность;
  • небрежный рисунок  с промахивающимися линиями – возбудимость, повышенная активность.

Размер и  расположение  животного на листе.

Рис. 1. Выполнен Настей Б., 15 лет. Несуществующее животное - нявчик

Посмотрите на рисунок Насти, ее животное находится в центре листа оно хорошо прорисовано, размер средний.  Это говорит об уравновешенности, умении соизмерять усилия. Немного настораживают глаза, большие с зачерненной радужкой, зачастую это признак страхов.

Несколько важных параметров оценки животного. 

Характер животного. Агрессивные животные сигнализируют о возбудимости ребенка.

Рис. 2. Выполнен Даней П., 14 лет. Злое животное - черт

На рисунке Дани животное с рожками, копытами, зубами, копьем и сигаретой. Можно предположить, что мальчик всегда может постоять за себя, проявляет агрессию, демонстративен, артистичен.

2. Прорисуй свой страх

Предложите ребенку нарисовать то, чего он боится. Это может быть страх перед чужими людьми, боязнь темноты, боязнь одному оставаться дома,  страх перед посещением школы или перед учителем, боязнь не справиться с заданием. Пусть это будет несколько рисунков. Кстати тут важно поэтапно предлагать и обсуждать страх, не исключено, что постепенно рисунок станет позитивно окрашенным, и проблема исчезнет.

Другой вариант теста - предложите ребенку нарисовать «хорошее настроение», красивый дом, праздник, здоровье, красоту. После серии таких рисунков даже простуды вылечиваются быстрее.

3. Мой дом

Цвет и характер рисунка, на котором ребенок изобразил свой дом, отражают психологический климат в семье:

  • если дом большой, в нем мало деталей – замкнутость;
  • маленький по сравнению с другими рисунками -  семейные связи ослаблены,  ребенок недооценивает себя;
  • дворец - завышенные требования, артистизм;
  • большие двери и окна- общительность;
  • решетки, рамы, заборы- подозрительность, агрессия;
  • большая, ярко выделенная крыша – фантазии, тревожность, мечтательность;
  • дом без людей – одиночество, люди в доме - открытость контактность.

Возьмем, к примеру, рисунок 7-летней Оксаны. Она нарисовала крышу, не поместившуюся на лист, – девочка живет в своих фантазиях.  Дом находится с одной стороны листа, а фигурка самой девочки сбоку за забором -  это потребность в защищенности. Рисунок  содержит три цвета – говорящих о напряжении и замкнутости. Руки спрятаны – девочка не общительна.

А вот рисунок 9-летнего Артема: дом похож на крепость,  окна маленькие, крыша большая и нет входных дверей. Замкнутость, нерешительность мальчика видна по этим параметрам. Острые углы, рваная штриховка и кричащий желтый говорят о напряженности мальчика, скрытой агрессии.

Всеслав, 9 лет, рисует дом в виде замка. Рисунок творческий, на крыше кошка, вокруг желтые фантастические существа. Мама ловит рыбу.  Мальчик обладает артистизмом, хочет больше внимания и любит командовать: всем дал роль на рисунке. У Всеслава преобладает логическое мышление, все со смыслом и в действии. 

Рисунок и цвет как ключ

Эти сигналы характерны для оценки любого рисунка вашего ребенка, применяйте их творчески.

Обедненная цветовая гамма. Необходимо отличать рисунки с цветовыми растяжками светлых тонов от рисунков с обедненной цветовой гаммой. В таком случае ребенок использует один или два цвета. Часто это бывает только простой карандаш, хотя вы предложили ему использовать все карандаши по желанию. Это значит, что ребенок пассивен, он от чего-то устал.

Одноцветные рисунки. Ваше чадо настаивает на одном цвете? Одноцветные рисунки еще могут говорить о недавно пережитом стрессе, о том, что ребенок находится на стадии восстановления и еще не нашел способ перейти к более положительно окрашенному эмоциональному фону.

Не хочет закрашивать. Пониженная плотность цвета наблюдается, когда рисунок очень слабый, нажим еле заметен, линии, как паутинки, дети не хотят вообще закрашивать рисунок. В таком случае перед вами негативно настроенный ребенок, действующий по принципу "Если все против меня, то я - против всех". Во всяком случае, ему так кажется. Обычно негативно настроенные дети - это дети заброшенные, на которых не обращают внимание. Причиной может быть и семья с повышенной опекой, где ребенка перехваливают, реагируют на каждую жалобу и решают каждую его мельчайшую проблему или каприз.

Грязь в рисунке, когда цвета очень яркие сочетаются с темными. Рисунок небрежен и как бы затушевывается грязью. Такие дети одновременно  тревожны  и чувствительны и легко поддаются печальному настроению. Учите их накладывать краски рядом, не спеша, и наслаждаться сочетаниями. Таким путем цвет и рисунок начнут подсознательно воздействовать на ребенка и ситуация исправится. 

Работа с рисунком

По окончании каждого теста обязательно нужно похвалить ребенка и обсудить в свободной форме, что он изобразил. Задавайте ему наводящие вопросы, и вы узнаете еще много нового о вашей семье, состоянии ребенка в школе и среди друзей.

Примеры наводящих вопросов:

  1. Что переживает герой?
  2. Что он любит?
  3. Что не любит?
  4. Что происходит на рисунке?
  5. Что тебе нравится на рисунке?
  6. Что дальше будет происходить?
  7. Есть ли у персонажа мама, папа, братья и сестры?

Разумеется, трактовка рисунков должна быть комплексной. По одному  рисунку трудно о чем-то судить. Неплохо иметь серию рисунков, собранных в течение года.  И хотя подробно о ребенке  вы можете  узнать только от специалиста–психолога, но яркие тревожные сигналы родители могут заметить и сами.

И в заключении, еще один забавный тест. Предложите ребенку нарисовать семью животных, на его выбор. Пусть даже это будут разные животные.

Если в семейном  составе присутствуют:

  • Акулы, рыбы, лягушки - семья эмоционально холодная, тревожность, занятость членов семьи и недостаточное внимание к ребенку.
  • Мышь, воробей, бабочка- ребенок чувствует себя малозначимым.
  • Еж, дикобраз- ему приходится  защищаться, он упрямится.
  • Собаки – в семье ценят дружбу.
  • Кошки- семья больше опекается матерью.
  • Гиена, ехидна –  существует враждебность.
  • Тигры, волки -  сила, активность, агрессивность членов семьи.
  • Крокодил – агрессивность.
  • Слоны, и все очень крупные животные - ребенка тяготит излишняя опека.
  • Черепаха – потребность в защите.
  • Насекомые, мурашки, червяки –  чувство отверженности, не хватает любви.
  • Люди –  опека давит на ребенка.

Рисунок выполнен Сашей К., 6 лет. Рисунок семьи. Слева направо: бабушка, мама, папа, Саша.

На рисунке Саша в стороне, маленького размера. Себя он низко оценивает и рисовал последним. Папа для него значимая фигура, авторитет,  но руки не прорисованы, мальчику не хватает общения с отцом. Семья не имеет времени собираться вместе,  мальчику не хватает похвалы и высокой оценки.

Автор – Вита З., 12 лет, Рисунок семьи. Слева направо: дедушка, бабушка, Вита, мама, папа.

У всех членов семьи руки тщательно прорисованы. Значит семья дружная, есть хороший контакт с ребенком. Видно, что девочка больше общается с бабушкой. Мама и папа также сплочены. Эмоциональный фон теплый и радостный.

Дети никогда не обманывают в своем творчестве. Ребенок, как зеркало, отражает свое состояние в рисунке и приписывает героям свои чувства. Эмоции на рисунке конкретизируются, тогда как на прямые вопросы детям сложно отвечать. И задача родителей – рассмотреть тревожные сигналы и помочь малышу справиться с проблемами.





Автор: Анна Белая

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма




Забавное видео

Этот малыш еще ходит в садик, но играет в баскетбол лучше многих взрослых!