Ребенок в большом городе

С самого рождения среда обитания оказывает влияние на ребенка. Высотные дома, переизбыток бетона и асфальта, плотный автомобильный трафик,- все это негативно сказывается не только на здоровье малыша, но на его развитии, восприятии окружающей среды. Какие еще опасности подстерегают юного горожанина в мегаполисе, как выглядит город глазами ребенка узнавал Prostobaby.com.ua.





Дышите глубже – мы взволнованы

Специалисты утверждают, что современные дети отличаются от детей 80-х, как физически, так и психо-эмоционально. Мария Сибирева, аспирант социологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, проводила исследование среди двухсот детей 5-7 лет. Ребенку предлагали нарисовать человека в городской среде, а затем ответить на вопросы, кто этот человек, где он находится, что делает, что его волнует в изображенной ситуации. Выяснилось, что город глазами ребенка - это высотные здания, торговые и развлекательные центры. Деревья были только на 15% рисунков. Дети рисовали людей чаще всего в окружении машин, дворовую игровую площадку изобразили только 3%, причем в мрачных тонах, без  зелени, с грустным человеком. На 17% рисунков город отсутствует, дети нарисовали море, деревню или сказочное королевство. По мнению исследователей, это значит, что они не вспомнили значимую для себя ситуацию в мегаполисе.

Когда детей попросили нарисовать опасное место в городе, большинство из них изобразило городской наземный транспорт, где «тесно», «толкаются» и «едут плохие люди». Интересно, что метро у большинства малышей не вызывает негативных эмоций.

А вот типовые высотные дома не нравятся никому – об изображении человека среди одинаковых построек большинство детей говорило: «Он потерялся». И только 7% опрошенных посчитало, что человечек скоро найдет свой дом.

Живая природа стала экзотикой для маленьких горожан. Они проводят больше времени в игровых комнатах мега-моллов, за компьютерами, в боулинг-клубах, чем на свежем воздухе. У родителей не остается ни сил, ни времени на простые прогулки.

«Наше общество стало более напряженным, - говорит ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, доктор психологических наук Николай Веракса. – Прежний уровень безопасности определял свободу пребывая ребенка на улице. Возможно, раньше мы были менее информированы, однако тревога за жизнь ребенка была меньшей, и у детей было больше возможностей движения. То, что дети проводят меньше времени с родителями, теперь отражается на их физической активности, а значит, и на физическом развитии».

Показатели двигательной активности современных детей в сравнении с детьми середины прошлого века значительно снизились. Педиатры отмечают даже уменьшение объема детских легких. Специальные программы физического развития в дошкольных учреждениях пока не могут восполнить этот пробел. Домашние компьютер и телевизор побеждают.

В связи с засильем электроники в мире детства, начинает преобладать визуальная культура, пространства для вербальной культуры остается все меньше. Например, по данным Института возрастной физиологии Российской академии образования, половина московских малышей 6-7 лет имеют несформированную речь, а также плохо ориентируются в своих и чужих чувствах.

Родители мало читают малышам, поэтому во всем мире отмечается спад детского интереса к чтению. Даже хороший добрый мультфильм ограничивает простор воображения ребенка – здесь все прорисовано, самостоятельно додумывать нечего, воображение не развивается.

«Когда творческие способности ребенка не развиты, то и игры становятся примитивными, - объясняет профессор Николай Веракса. – Цифровые технологии принесли нашим детям игры нового типа. Например, понятие многоразовой «жизни» из компьютерных игр переходит в обычные сюжетно-ролевые. Появляется другая реальность. Размеры и свойства предметов на экране не соответствуют реальным. У детей усложняется система идентификации. Агрессивные технологии рекламы влияют на сознание ребенка. Дети начинают говорить: если я не съем эту «Растишку», то не вырасту! Бренды, которые осваивают дети, навязывают им сопутствующие товары, скажем, игрушки. И ребенок просит сделать покупку не ради основного товара, а ради второстепенного. То есть рекламные технологии влияют на систему потребностей ребенка».

Исследуя порядок освоения ребенком норм поведения, ученые пришли к выводу, что маленькому человеку достаточно только один раз увидеть какой-то образец, чтобы отсканировать его и принять к сведению. Будет он его применять или нет, зависит от того, сложится ли подходящая ситуация. Известно, что наиболее охотно дети берут пример друг у друга. Городской ребенок живет в поликультурной среде, видит самые разные социальные установки, образцы поведения. Задача взрослых – объяснять малышам проявления чужой культуры, воспитывать терпимость.

Лицо проще

По американской статистике, в среднем за год дошкольник получает около 70 новых игрушек. Наши дети в этом не отстают от американских. Но в большинстве случаев игры и игрушки выбирают взрослые. Игрушка, прежде всего, должна понравиться родителям, она ориентирована на родителей, на их эстетические и функциональные представления. Специалисты считают, что взрослые приобретают игрушки, которые не обладают необходимыми свойствами для детского развития.

«Охотнее всего дети играют с природными материалами, - уверяет методист по дошкольному образованию Кирилл Четвертаков, 20 лет проработавший воспитателем в детском саду. – Дерево, камень, натуральные ткани, обычная листва и цветы дают ребенку больше развития, чем самые дорогие конструкторы. Я обращал внимание, что в 3-4 года дети даже без указаний взрослого самостоятельно определяют свойства природных материалов и могут создавать из них поделки, которыми потом с удовольствием играют. Природный материал для малышей интереснее, чем искусственный объект. Кроме того, он хорошо развивает тонкую моторику руки, что в свою очередь, стимулирует развитие речи.

По мнению профессора Николая Вераксы, игрушка в большей степени должна быть условной. «Посмотрите на старинные игрушки. У разных народов была распространена кукла без лица, может быть, просто связанная из тряпочек. Ребенок додумывал ее свойства, мысленно развивал свою игрушку. Современная же кукла имеет не только лицо, но и множество аксессуаров, функций. Она умеет говорить. Получается, игрушка навязывает ребенку систему действий. Так же происходит и с игрушечными наборами. Смысл игры в том, чтобы создавать воображаемую ситуацию. Если игрушка конкретная, продуманная, прописанная, то для воображения ребенка остается гораздо меньше места.

Педагоги волнуются: если игровая деятельность ребенка не развивается, то задерживается и развитие основных процессов личности, таких как произвольность, воображение, творческое начало.

«Сейчас слишком много шума вокруг так называемого раннего развития, - продолжает Кирилл Четвертаков. – Родители торопятся чуть ли не с младенчества обучить детей чтению, счету, письму, забывая, что развитие должно происходить поэтапно, и главная движущая сила развития – игра».

По мнению Четвертакова, лучшее, что мы можем сделать для своих детей – играть с ними, систематически, вдумчиво, искренне. Это нужно не только для развития  и обучения наследников, но и для передачи семейных ценностей и жизненного опыта.

Играя вместе с малышом, родители могут остаться вовлеченными в его смысловое пространство на долгое время. И таким образом, сохранить свой авторитет, чтобы в сложный подростковый период не утратить контакта с ребенком.

Ведь если родители будут отмахиваться от просьб поиграть вместе, постоянно подменять себя телевизором, а через десять лет внезапно нагрянут с вопросом: «Расскажи о своих проблемах?» - это будет по меньшей мере неожиданно для ребенка и на его открытость и отзывчивость в таком случае вряд ли можно рассчитывать.





Автор: Ольга Волкова

Источник: http://www.prostobaby.com.ua/

Забавное видео

В 2 года родители подарили малышу баскетбольное кольцо и мяч, посмотрите, что умеет этот малыш сейчас!


Нужны деньги до зарплаты?

более 30 сервисов

Кредиты онлайн на карту за 15 минут

от 0,01%

ставка

до 180 дней

макс срок

до 20 000 грн.

макс сумма